Школа в Канаде

Образование

Согласно результатам международного исследования TIMSS*, проведенного в 2019 году Канада занимает 32 (по уровню математического) и 21 (по уровню естественно-научного образования) места из 58.

Особенности канадских школ

Главная особенность канадской системы школьного образования в децентрализованном управлении. Каждая канадская провинция самостоятельно занимается организацией школьного обучения, определяет его основные условия и правила. Некоторые учебные учреждения функционируют в соответствии с международной системой обучения, согласно которой на учебу могут приниматься дети из других стран.

В стране существует традиция доброжелательного отношения к ученикам, приехавшим из других стран. Делается все, чтобы их обучение и проживание проходило в комфортной обстановке.

В канадских школах практикуется 12-летнее обучение (с 6 до 18 лет). Часть провинций делят школьное образование на начальное и среднее (оно, одновременно, считается старшим). Другая часть практикует обучение в три этапа: начальное, среднее и старшее.

Школьные здания очень просторные, поэтому обучение проходит в одну смену. Как правило, имеется два спортивных зала и большая пришкольная территория с игровыми и спортивными площадками.

Преподавание ведется на одном из государственных языков (английском или французском). Для иностранных школьников существуют курсы углубленного изучения этих языков. В англоязычных провинциях есть французские учебные заведения, где часть уроков преподают на французском, остальные на английском языках. Знание двух государственных языков считается большим преимуществом, поскольку дает возможность устроится на государственную службу, где гарантированы высокие заработки и пенсионное обеспечение.

Начальная школа

Начальная школа (Elementary) включает в себя 1-6 классы, плюс два предшкольных класса (Junior и Senior Kindergarten), которые можно посещать по желанию. 7 и 8 классы могут относиться как к начальной, так и к средней школе (middle).

Обучение в начальных классах обязательное и бесплатное. Уроки здесь длятся 40 минут и носят название периода. Распорядок учебного дня таков:

  • с утра – три периода с маленькими перерывами;
  • затем 20-минутный перерыв с перекусом;
  • после перерыва – еще два периода;
  • часовой перерыв с обедом и прогулкой;
  • и напоследок – еще три периода.

В начальной школе детям преподают базовый курс, который (включает программу начальной математики, грамматику и литературу), естественный курс (физика, химия, биология). Ребятам преподают азы творческих наук, прививают навыки работы с компьютером. Учащиеся осваивают Интернет-сервис Google Classroom, где проходят опросы, учатся делать презентации и планировать обучение.

Много внимания уделяется изучению социальных навыков. В программе обучения есть предмет «Social Studies», где дети изучают основы устройства общества, этику и эстетику поведения в обществе. Естественная часть учебного дня – игра. Дети с классом выезжают на экскурсии, совершают путешествия природу, участвуют в развлекательных мероприятиях.

В стране царит культ чтения. Каждое учебное учреждение оснащено библиотекой, которую посещают все ученики. Дети ведут специальный дневник, где отмечают название прочитанной книги и краткое содержание произведения.

Средняя школа

В каждой из канадских провинций существует своя структура среднего образования:

  • Часть провинций в среднее звено включают 9-12 классы (при этом 7 и 8 классы отнесены ко второму этапу начальной школы).
  • Другая часть – 7 и 8 классы относят к среднему звену (middle schools). Соответственно, 9-12 классы считаются классами старшего звена.

Старшая школа

Старшая школа в Канаде (9-12 классы) носит название Secondary or High (средняя или высшая). Учебный год здесь делится не на четверти, а на семестры (в каждом по 6 месяцев).

В старших классах больше внимания уделяется погружению в предмет, причем дисциплины школьники выбирают самостоятельно (исходя из личных наклонностей и планируемой в будущем специальности).

Можно с уверенностью сказать, что программа обучения в старших классах имеет сходство с университетской. Количество изучаемых в течение учебного года предметов равно восьми. Обучение проходит блоками, каждый из которых включает 4 предмета. Из обязательных – математика, английский, французский, драма, история, физкультура.

Существует два уровня преподавания предмета, отличающихся уровнем погружения:

  • стандартный (College Level);
  • повышенный (University Level).

Желаемый уровень преподавания школьник выбирает сам. Таким образом, на основе анализа способностей и наклонностей ученика составляется персональный план обучения, включающий набор изучаемых предметов и уровень их преподавания.

Для получения аттестата о среднем образовании, ученик должен набрать определенное количество кредитов (каждый изученный предмет равен одному кредиту). За 4 года обучения в старших классах ученик должен получить 30 кредитов (то есть завершить курс обучения по 30 предметам, 8 из которых обязательны).

В конце каждого курса школьник сдает экзамен по изученному предмету. При выставлении итоговой оценки учитываются также оценки за выполненные по данному предмету самостоятельные работы, презентации и проекты. Таким образом, суммарная оценка складывается из оценки за экзамен и оценки за проделанную в течение года самостоятельную работу (50:50).

Баллы в канадских учебных учреждениях представляют собой латинские буквы, каждая из которых обозначает определенное количество процентов успеваемости:

  • А (80-100%) – отлично;
  • В (70-79%) – хорошо;
  • С (60-69%) – посредственно;
  • D (50-59%) – плохо;
  • F (0-49%) – очень плохо.

Если средняя оценка по предмету высока, школьник может быть освобожден от экзамена по данной дисциплине. Экзамены сдаются в письменной форме и представляют собой тест или эссе. В качестве экзамена по творческой дисциплине ученику предлагается выполнить то или иное творческое задание. По основным предметам (математика, грамотность) ученику предлагается пройти дополнительное тестирование.

Сразу после получения аттестата, выпускник, которому уже исполнилось 18 лет, подает документы в выбранное высшее учебное заведение. Школа оказывает содействие для его успешного поступления: в течение года организуются встречи с психологами и представителями ВУЗов, подготовительные курсы по выбранным дисциплинам.

Виды школ в Канаде

Канадские школы различаются по типу организации и финансирования (государственные, католические и частные) и гендерному аспекту (с раздельным или совместным обучением). Преимущество обучения для иностранных школьников заключается в возможности углубленного изучения иностранного языка, доступной стоимости и высоком уровне обучения.

Государственные

Государственные школы (Public School) в Канаде составляют 90% от общего количества учебных учреждений и представляют собой основу системы школьного образования. Обучение в них для местных детей бесплатное.

Для иностранцев государственные школы тоже доступны, но преподавание в них платное (вдвое дешевле, чем в частных учебных учреждениях). Обучаясь в государственной школе, иностранный школьник углубленно изучает один или оба государственных языка.

Ученики, закончившие обучение, получают поддержку перед поступлением в высшее учебное заведение Канады в качестве встреч и консультаций со специалистами.

Обучение в Public School финансируется из местного бюджета. После итоговых экзаменов выдается аттестат о получении среднего образования международного уровня. Это означает, что, окончив государственную школу Канады, ученик (канадец или иностранец) сможет поступить в ВУЗ любой страны мира.

Католические

Католические школы – это разновидность государственных учебных учреждений, финансируемая из бюджетов провинций. В программе начального и среднего обучения присутствуют предметы, на которых изучают Библию, Закон Божий и основы религии. Дети, поступающие в государственную католическую школу, обязаны носить утвержденную школьную форму. Мать или отец ребенка должны исповедовать католическую веру.

Существуют и частные католические учебные учреждения, функционирующие на платной основе. Программа обучения включает общеобразовательные предметы, но значительная часть учебного времени посвящается религиозному образованию.

Еще один тип религиозного образования – факультативы в виде воскресных школ, организуемые при церквях и храмах. Все дети, посещающие воскресную школу, ходят на службы, участвуют в Таинствах, следуют религиозным традициям.

Частные

Частные школы составляют 10% от общего количества учебных учреждений. Обучение здесь платное, как для канадцев, так и для иностранных школьников. Обучение здесь считается более престижным. В классе на уроке присутствует меньшее количество учеников, а учебный процесс ведут опытные преподаватели. В итоге, учащиеся получают высокий уровень подготовки.

Помимо ряда обязательных дисциплин, школьники изучают творческие предметы, получают физическую подготовку. В распоряжении детей бассейны, спортзалы, художественные студии.

Поступить в частную школу нелегко, поскольку конкурс, как правило, велик. Но, окончив частное учебное учреждение, выпускники получают шансы поступить в самые передовые и престижные ВУЗы мира.

Стоимость школьного образования в Канаде

Стоимость обучения в Канаде умеренна и доступна по сравнению с другими странами. Для канадцев обучение в государственной школе бесплатно, поскольку финансируется из местного бюджета. Иностранные дети обучаются на платной основе, при этом некоторая сумма уходит на проживание.

Международная программа приема старшеклассников из других стран Students International начала работать в Канаде 30 лет назад. Стоимость обучения по этой программе составляет 12-70 тысяч канадских долларов (еще 11 тысяч уходит за проживание). Она зависит от степени престижности учебного заведения, вида организации питания, суммы вступительного взноса, стоимости учебников и школьного костюма.

Условия поступления в канадскую школу

Учеба в государственной или частной школе Канады дает возможность иностранному школьнику подготовиться к поступлению в высшее учебное учреждение. Выпускники получают необходимую поддержку и помощь учебного заведения. Часть школьников отлично успевавших в течение учебного года, могут быть зачислены в ВУЗ без вступительных экзаменов.

Школьник-иностранец может рассмотреть три варианта обучения:

  • в дни школьных каникул пройти укороченный курс, рассчитанный на несколько недель;
  • учиться в канадской школе на общих основаниях;
  • поступить в выпускной 12 класс для подготовки к вступительным экзаменам в ВУЗ.

Перед поступлением ученик должен собрать и предоставить пакет документов, переведенных на английский или французский язык и нотариально заверенных. В их числе:

  • выписка из аттестата успеваемости с оценками за последние 3-4 года обучения в родной стране;
  • сертификат об уровне знания иностранного языка, на котором ведется обучение в данном учебном учреждении;
  • загранпаспорт и свидетельство о рождении;
  • рекомендация от учителя или директора учебного учреждения, где обучался ранее;
  • свидетельство об уплате регистрационного взноса в размере двухсот канадских долларов

Будущему ученику рекомендуется взять с собой дипломы, награды за победу на олимпиадах, грамоты за хорошую успеваемость. Это станет дополнительным подспорьем для поступления в среднее учебное заведение Канады.

На время обучения, вместе с несовершеннолетним школьником-иностранцем должен проживать опекун – гражданин Канады. В этот период он будет ответственен за ребенка. Вместе с родителями ребенка опекун заполняет анкету по специальной форме и подает в администрацию учебного учреждения.

После того как пакет документов будет рассмотрен и одобрен, будущий ученик приглашается на собеседование, после чего издается официальное решение о зачислении. Можно приступать к оформлению студенческой визы.

В период обучения ученик-иностранец проживает в принимающей семье, либо в специально оборудованной студенческой резиденции (общежитии).

Проживание в принимающей семье практикуется, чаще, при обучении в государственной школе. Подходящую семью подбирает специальное агентство за отдельную плату (300 канадских долларов). Это должна быть благополучная семья с высоким уровнем достатка. Члены ее не должны иметь судимостей, должны быть здоровы и иметь хорошие условия жизни. Важно желание принять на проживание иностранного ребенка и обеспечить его всем необходимым на период обучения.

Частные школы Канады предоставляют иностранным школьникам оборудованные студенческие резиденции, в которых имеется все, что необходимо для комфортной жизни и успешного обучения. Вместе со школьниками в них проживают и сотрудники школы, которые осуществляют охрану и оказывают помощь в решении бытовых вопросов.

Русские школы в Канаде

Русские школы в Канаде для иммигрантов из России – это частные организации, созданные дополнительно к существующей системе образования. В большинстве своем они представляют собой школы выходного дня. Основные предметы учебной программы – русский язык, литература, история, преподаваемая в нейтральном ключе. Естественные и точные науки (математика, физика, химия) даются в гораздо меньших объемах. Кроме того, в этнических школах устраиваются фольклорные праздники, национальные проекты, помогающие больше узнать о жизни и традициях русского, украинского, белорусского народов.

Некоторые школы при составлении учебного плана ориентируются на образовательные стандарты Российской Федерации. Ученики, как правило, посещают только те предметы, которые для них наиболее важны (учитываются пожелания родителей и самих учеников). На этой основе составляется индивидуальный образовательный план ребенка.

Дети начинают посещать русскую школу с четырех-пяти лет. Это позволяет легче адаптироваться к новым непростым условиям жизни. Частое общение со сверстниками и преподавателями – хорошая практика русского языка.

Русские школы в Канаде многое делают для того, чтобы у детей иммигрантов из России сохранилась тяга к родному языку, а словарный запас непрерывно пополнялся. Посещая русскую школу, ребенок общается со сверстниками-земляками с похожей судьбой. Возникшие в этих стенах дружеские отношения проносятся через годы, строясь на взаимопомощи, поддержке, обоюдной защите.

* TIMSS (англ. Trends in Mathematics and Science Study) – Международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования. Программа организована Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA. Исследование проводится раз в 4 года среди учеников 4-х и 8-х классов разных стран, позволяя сравнить уровень и качество математического и естественнонаучного образования одних и тех же учеников с разницей в 4 года.

Оцените статью
Добавить комментарий

Выберите лишнее изображение, чтобы отправить комментарий